Ю.А.Кармазин о некоторых аспектах продовольственной и экологической безопасности Украины в контексте возрождения украинского села

В мировой экономике проблемы, связанные с увеличением производства продуктов питания и очистки воды, а именно повышением их качества, занимают одно из ведущих мест.

Причины этого многогранны.

Среди основных - последующий рост населения планеты, увеличения потребления в наибольших по численности странах мира (Китай, Индия), увеличение производства биотоплива из сельскохозяйственного сырья. Всё это происходит на фоне увеличения естественных аномалий, которые, за выводами многих ученых, являются проявлениями глобального потепления.

Не удивительно, что в последние годы на мировых рынках наблюдается дефицит ряда сельскохозяйственных культур и, конечно, рост цен на продукты питания. Все эти негативные тенденции достигли таких масштабов, что во многих странах мира обстоятельно забеспокоились вопросами продовольственной безопасности.

Как ни странно, эта проблема должна волновать и нас, потому что в начале XXI столетия Украина опять столкнулась с проблемой недостаточного питания. Эта мысль отображена, в частности, Людвигом Штриве, Викторией Галушко и Штефаном фон Крамон-Таубазелем. И это, невзирая на то, что самым ценным богатством Украины является земля, ведь нам принадлежит около 28% мировых площадей почв чернозёмного типа, какие мы уничтожаем в результате безграмотного, хищнического использования природных ресурсов.

Известные украинские учёные Э.Г.Дегодюк и С.Э.Дегодюк определяют пять основных факторов, угрожающих существованию и «здоровью» земли:
1) физическое уничтожение экосистем с мнимой выгодой для человека;
2) деградация грунтового покрова;
3) загрязнение атмосферного воздуха;
4) загрязнение земель;
5) ухудшение качества поверхностных и грунтовых вод.

Не углубляясь в анализ разных видов загрязнений, хочу привлечь внимание к биологическому загрязнению, которое наблюдается в последнее время через проникновение в экосистемы посторонних, не характерных для них микроорганизмов, животных и растений. Именно такое загрязнение может иметь необратимый характер и «вылечить» его практически невозможно.

В Украине наблюдается наивысший уровень антропогенных и техногенных нагрузок, которые в 6-7 раз превысили уровень самых развитых европейских стран.

Одной из основных причин деградационных процессов является тотальная распаханность земель Украины. Если Украина занимает в Европе 5,7%территории, то площадь территорий сельскохозяйственных угодий составляет 18,9%, а пашни — 26,6%. Служба житницей для прежнего СССР слишком дорого стоит для Украины, для нас, её граждан, для наших потомков. Ведь степень освоения земельного фонда составляет около 60% в сравнении с 10% в прежнем Союзе и 12% в США. При общей площади сельскохозяйственных угодий 39,4 млн.га под пашней находятся 32,3 млн.га, что составляет 82%. В Винницкой, Тернопольской и Кировоградской областях этот показатель достигает 90%, а в отдельных районах — 96%. В то же время в Великобритании распахано 18,5%, во ФРГ — 32%, в США — 20% сельскохозяйственных угодий.

Для анализа процессов, которые происходят в Украине с землей и в поисках выхода из кризисной ситуации, нужно иметь в виду, что так называемая земельная реформа 1991-2009 значительно усложнила, на наш взгляд, ситуацию с лечением болезней земли. В ходе земельных превращений была практически ликвидирована существующая система землеустройства, через которую осуществлялись основные функции государства из управления земельными ресурсами: учёт и оценка земель, планирование и организация рационального использования земель и их охрана, информационное обеспечение из государственного земельного кадастра, государственного мониторинга земель, оценки земель, государственного земельного контроля.

Следствием разрушения системы землеустройства является нарушение порядка и комплексности в проведении землеустроительных работ и, как следствие, снижение эффективности землевладения и землепользования, особенно на землях сельскохозяйственного назначения.

Главным результатом проведения земельной реформы в Украине стали структурные изменения в распределении земель как за формами собственности и ведения хозяйства, так и за количеством землевладельцев и землепользователей.

Введено платное землепользование. Государство перестало быть земельным монополистом. В её собственности осталась менее половины общей площади земель страны. Значительная часть производительных земель передана в частную собственность. Больше 6 из 7,2 млн. крестьян получили государственные акты на право собственности на земельный участок взамен сертификатов на право на земельную долю (пай).

В собственности государства в настоящее время находится 29,6 млн.га (49%), в частной — 30,6 млн.га (50,8%) и 117 тыс.га (0,2%) — в коллективной.

Ещё более глубокие изменения в структуре собственности состоялись с землями сельскохозяйственного назначения. Из 41,7 млн.га общей площади сельскохозяйственных угодий в государственной собственности осталось 11,4 млн.га (27,3%), в частную собственность передано 30,3 млн.га (72,6%), а в коллективной собственности осталось 42,8 тыс.га (0,1%). Пашня распределена соответственно из 32,4 млн.га: 6 млн.га (18%), 26,4 млн.га (81,5%), 24 тыс.га (0,1%).

Вместе с тем, через незавершённость земельного законодательства и отсутствие научного и финансового обеспечения не осуществлено разграничение земель государственной и коммунальной собственности (9,7%), не завершено установление пределов населенных пунктов (64,3%) и земель естественно заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения (35%), остаются неблагоустроенными земли особенного режима использования — обороны (15%) и под разведанными общегосударственного значения полезными ископаемыми (5%), особенно ценные земли – науки (7%).

Из-за недостатка средств относительно проведения землеустройства и охрану земель от негативных естественных и антропотехногенних излияний, воссоздания плодородия почв, их качественное состояние ухудшаются, уровень производительности сельскохозяйственных угодий в подавляющем большинстве хозяйств остается низким, а земле ёмкость несельскохозяйственных отраслей остается высокой. Средства, которые выделяются государством на охрану земель мизерные, государственные мероприятия в этом направлении почти прекращены. Поступление от платы за землю с 2000 по 2008 год выросли от 1,4 млрд.грн. до 6,7 млрд.грн. Согласно ст.22 Закону Украины «О плате за землю» эти средства должны использоваться исключительно для таких целей: финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране земель, ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель, и тому подобное. При этом, по подсчетам Госкомзема, на проведение отдельных мероприятий из землеустройства, определенных проектом общегосударственной программы использования и охраны земель, до 2015 года необходимые средства в сумме ориентировочно 806 млн.грн. Фактически, за эти годы на мероприятия по проведению земельной реформы и охрану земель выделялись средства из государственного бюджета только в пределах 1,5-2,5 процента (!).

Приведённые изменения в структуре собственности и разрушения системы землеустройства, невыполнения требований природоохранного законодательства, привели к тому, что работы относительно рационализации землепользования и охраны земель проводятся достаточно медленно, не разрабатываются севообороты на землях сельскохозяйственных предприятий. Этот результат — деградация грунтового покрова некоторых территорий достигла критического состояния. Продолжается негативная тенденция резкого снижения уровня гумуса в почвах Украины (ежегодное снижение 0,5-0,6 тонны с 1 гектара). Ежегодные потери гумуса через минерализацию и эрозию почв составляют 32-33 млн.тонн или больше 10 млрд.грн. убытков. К этим негативным процессам добавились процессы истощения почв через интенсивное использование пахотных земель при отсутствии севооборотов для посевов подсолнуха, рапса, других культур.

Не лучшая ситуация сложилась в Украине и в результате эксплуатации недр, когда из пользования выводятся огромные площади сельскохозяйственных угодий, наносится вред грунтовому покрову и фитоценозам, ухудшается гидрологический режим значительных территорий, изменяется рельеф и движение воздушных масс.

В процессе эксплуатации месторождений возникают антропогенно-горнопромышленные ландшафты с отвалами, терриконами, шлакохранилищами, которые создают негативные формы рельефа — карьеры и зоны просадок поверхности над шахтными полями. Их площадь, по предыдущим подсчетам, достигает около 80 тыс.га.

Очевидно, что такая «деятельность» на земле усугубляет последствия для Украины в процессе глобального потепления, составляет реальную угрозу национальной и экономической безопасности Украины, нарушает предусмотренные ст.ст.27, 42, 50 Конституции Украины право на жизнь, на безопасное для жизни и здоровья окружающей среды и на возмещение нанесённой нарушениями этого права вреда.

Недооценённой угрозой национальной и экологической безопасности Украины является проблема с отходами промышленности и коммунального хозяйства, которых, по данным III Международной Конференции по вопросам обращения с отходами производства и потребления, которая состоялась 9-11 апреля 2008 года в Киеве, свыше 30 млрд.тонн, которые охватывают территорию в 164 тыс.га. На сегодня в Украине существуют 2 тысячи полигонов для мусора. Ежегодный прирост составляет 10%, увеличиваясь ежегодно на 2 млрд.тонн.

Если попробовать дать определение продовольственной безопасности страны, то, очевидно её возможно определить, как способность государства, всех его органов, обеспечить возможность граждан страны приобрести по доступным ценам экологически чистые и безопасные продукты питания в количестве, достаточном для поддержания здоровой и активной жизнедеятельности.

Часть 2 ст.50 Конституции Украины фактически является защитником продовольственной безопасности, гарантируя каждому «право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также праве на её распространение. Такая информация никем не может быть засекречена».

Правда, если анализировать, как это право обеспечивается государством, то нужно констатировать, что оно грубо игнорируется.

Со вступлением Украины во ВТО вопрос установления показателей безопасности пищевых продуктов стоит особенно остро. Казалось бы, это усилит гарантии каждого из нас, но пока ещё всё происходит с точностью до наоборот. Так, при определении показателей безопасности пищевых продуктов МОЗ до этого времени пользуется медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов №5061-89 (дальше — МБТ.5061), утверждёнными ещё в 1989 году, которые уже давно не отвечают современным требованиям.

Например, МБТ.5061 пронормированы только три гормональных препарата, которые уже давно не используются производителями продовольственного сырья, в то время, как в странах ЕС нормируются больше 20 остатков гормональных препаратов, которые рекомендованы объединённым комитетом ФАО-ВОЗ.

Ни одним нормативным документом МОЗ Украины не нормируется и, через это, не осуществляется контроль в продовольственном сырье и пищевых продуктах особенно опасных загрязнителей, к перечню которых относятся диоксины, бенз(а)пирен, трансизомери ненасыщенных жирных кислот, аклиламид и другие. Так, содержимое бенз(а)пирена в пищевых продуктах контролируется в ЕС с 1993 года для выявления в продукции полициклических ароматических углеводородов (ПАВ), отдельные из которых относятся к генотоксичным канцерогенам. Начиная с 1996 года такой контроль в мясных и рыбных копчёных изделиях, шпике копчёном, зерне продовольственном, продуктах детского питания, консервах и пресервах из копченой рыбы осуществляется и в Российской Федерации.

Не установлены предельно допустимые уровни содержимого трансизомеров насыщенных жирных кислот в пищевых продуктах. В результате на территорию Украины ввозятся и используются в производстве пищевых продуктов гидрогенизированные растительные жиры и их смеси с содержимым трансизомеров ненасыщенных жирных кислот до 60%, тогда как в России введено ограничение на их содержимое на уровне не больше 8%, в Дании — 2%, в других странах ЕС, Израиле - на уровне не больше 5%. В Украине установлен этот показатель только для спрэдов — не более 8%. Но трансизомеры ненасыщенных жирных кислот содержатся и в других пищевых продуктах (мороженое, конфеты, печенье, вафли, плавленые сырки, чипсы, сухарики и др.), большинство из которых потребляются в большом количестве детьми и молодёжью.

В нарушение Конституции Украины вместо ведения последовательной политики относительно недопущения некачественной и опасной продукции выдаются разрешения на использование во время производства широкого спектра пищевых продуктов пищевых добавок, в состав которых входит карбоксиметилцеллюлозы натриевая соль (Е466), которая является основным компонентом во время производства клея для обоев. В сочетании с соевым белком Е466 она имитирует мясо.

Угрозой для национальной безопасности Украины является также невыполнение требований принятого в мае 2007 года Закона Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов». Законом запрещается выброс в окружающую природную среду ГМО, а также промышленное производство, введение в обращение ГМО, и продукции, выработанной с применением ГМО, к их государственной регистрации.

Не утверждены порядок лицензирования генетически-инженерной деятельности в замкнутой и открытой системах, критерии оценки риска потенциального влияния на здоровье человека ГМО и продукции, полученной с использованием ГМО, не ведутся соответствующие реестры ГМО, пищевых продуктов, косметических и врачебных средств, которые содержат ГМО.

На сегодня ни одна организация Украины не владеет достоверной информацией о количестве засеянных площадей растениями ГМО, количество продукции, выработанной и ввезенной с ГМО. Однако в Украине уже давно такая продукция выращивается на полях, используется во время производства пищевых продуктов и попадает к украинскому потреблению без любого сообщения. Невзирая на отсутствие разрешений на распространение ГМО в Украине, по неофициальным данным (официальных не существует, так как никто такой мониторинг не осуществляет) только в 2005 году было засеяно в Украине генетически модифицированной соей 45% посевных площадей этой культуры. В 2009 году уже было засеяно соей, картофелем, рапсом и кукурузой около 1 млн.га посевных площадей. В то же время по информации представителя европейской ассоциации биоиндустрии в 2008 году странами Европы было засеяно генетически модифицированными культурами только 107 тыс.га.

Без создания активной системы контроля со стороны государства за распространением ГМО Украина подвергается неминуемому негативному влиянию на окружающую среду и здоровье людей, а это и угроза национальной безопасности страны, и самому существованию нации, сохранению её самоидентичности.

Уверен, что Украине нужна государственная программа обеспечения продовольственной безопасности страны, что этот жизненно важный вопрос должен быть под постоянным контролем правительства, парламента, а учитывая тематическую направленность этого сборника, хотел бы обратить внимание специалистов и тех, кому не безразлична судьба государства, на важную роль, которую могла бы сыграть, и, убеждён, играет микроволновая технология в повышении эффективности нашего зернового хозяйства, производства овощей, подъёма нашего отсталого тепличного хозяйства.

MВ-технология может стать эффективным инструментом в улучшении экологической обстановки в стране, которая характеризуется вышеприведёнными чертами. И это может происходить абсолютно естественным путем — в процессе широкого её применения в сельскохозяйственном производстве.

Микроволновая технология - одно из тех достижений науки и техники, которое в процессе своего развития вышли далеко за пределы первобытных задумок. Да, актуальная, но всё же локальная технологическая задача предпосевного обеззараживания зерна от патогена с помощью МВ-обработки, со временем трансформировалась в глобальную задачу повышения урожайности основных сельскохозяйственных культур, которые выращиваются в Украине, и производства экологически чистой продукции.

Сегодня есть достаточно оснований для утверждения того, что микроволновая технология уже в ближайшие годы сможет сыграть важную роль в решении чрезвычайно актуальных социально-экономических задач, которые стоят перед страной, и что эта роль выйдет за пределы просто эффективной технологической схемы или средства.

Из всего многообразия этих задач я хочу выделить три особенно важных в современных условиях:
— обеспечение продовольственной безопасности Украины;
— повышение экологической безопасности страны и производство экологически чистой продукции;
— возрождение украинского села.

Как известно, прогресс в отрасли растениеводства во второй половине XX столетия был связан прежде всего с химизацией сельского хозяйства, с широким применением минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Но со временем стало ясно, что химизация принесла не только рост урожайности.

Процесс химизации, который осуществлялся более пятидесяти лет, привел к накоплению в земле, водоёмах, растениях и даже в самой сельскохозяйственной продукции опасных для человека и всего живого химических элементов. Сегодня уже очевидно и общепризнанно, что курс на тотальную химизацию сельскохозяйственного производства исчерпал себя, что необходим новый путь развития аграрного производства, основной характеристикой которого станет биологически обоснованное нормирование антропогенных нагрузок на окружающую среду. К чему привело химическое загрязнение окружающей природной среды?

Согласно экологическим исследованиям, площадь относительно чистых территорий Украины составляет около 420 тыс.га, или не больше 7% всей территории государства. Это отдельные районы, преимущественно горные, в Закарпатской, Ивано-Франковской, Черновицкой областях и АР Крым. К малозагрязненным принадлежит около 15% территории Украины, загрязненных и очень загрязненных — соответственно 40 и 30%. Как правило, напряжённую экологическую ситуацию имеют регионы с наивысшей густотой населения. Это Донбасс, Кривбас, Харьковская, Запорожская, Днепропетровская и другие промышленно насыщенные агломерации, где проживает почти четверть всего населения Украины. Если в Херсонской области на 1000 кв.м приходится 7 предприятий, то в Донецкой — почти 30; если в Житомирской области выбросы вредных веществ в воздушный бассейн на 1 кв.м составляют 2,3 т, то в Донецкой — 86,5 т. В Винницкой области в расчёте на 1 кв.м приходится 234 м загрязнённых стоковых вод, а в Донецкой - 36,3 тыс.куб.м, или в 155 раз больше! В таких районах почти все водоёмы отравлены, полностью подорван их самоочистительный потенциал.

В наше время практически во всех развитых странах мира ведутся научные исследования, цель которых — создание новых систем земледелия, которые обеспечили бы уменьшение антропогенного давления на природу, сокращение использования вредных для окружающей среды химических веществ, выращивания экологически чистой продукции. В свое время в этой области активно работали и украинские учёные. Но хроническое недофинансирование науки резко ограничило возможности наших исследователей. В связи с этим особенную ценность имеют работы в отрасли микроволновой технологии: с её помощью возможно значительно ограничить использование ядохимикатов практически на всех этапах выращивания и хранения продукции растениеводства, от предпосевной обработки зерен к погрузки зерна на морские суда для осуществления экспортных поставок. Нельзя не сказать и об экономической стороне вопроса. Ежегодно наши крестьяне тратят на приобретение ядохимикатов (преимущественно заграничных) суммы, которые измеряются миллиардами гривен. Если бы удалось хотя бы частично заменить ядохимикаты микроволновой обработкой, отечественные сельхозпроизводители получили бы дополнительно мощный финансовый ресурс.

В Украине новое направление (чаще его называют чистым или органическим земледелием) находится ещё в эмбрионном состоянии. Но именно микроволновая технология позволяет предпринять большой шаг на этом пути, причём в достаточно ограниченные сроки. В прошлом году в Киеве состоялась учредительная конференция Всеукраинской ассоциации «За чистое земледелие и безопасную окружающую среду», объединившая в своих рядах учёных, земледельцев, экологов, из 19 областей и Автономной Республики Крым — всех, кто готов принимать участие в развитии нового перспективного направления аграрного производства. Ассоциация определила своей главной целью предоставление разноплановой помощи научно-производственным организациям и земледельцам-практикам в разработке и внедрении новейших технологий, направленных на экологизацию сельскохозяйственного производства и получение экологически чистой продукции. Членами ассоциации уже стали разные научно-исследовательские учреждения и десятки агрофирм из всех регионов страны. Большинство из них принимает активное участие в работах, связанных с продвижением микроволновой технологии на поля Украины.

Исходя из опыта, представляется, что микроволновая технология может сыграть важную роль при реализации путей возрождения украинского села, в основе которых всегда должно лежать возрождение производства. И не просто производства, а производств, которые хорошо могут интегрироваться в уже существующую инфраструктуру, — с учётом численности и квалификации рабочей силы и запросов рынка. Нам понадобится микроволновая технология - простой перечень перспективных разработок Южного филиала ОПР МАИ достаточно красноречив. Особенно хочу подчеркнуть, что речь идёт не о перспективной идее, а о технологии, которая прошла проверку в ведущих отраслевых научно-исследовательских учреждениях и на полях агрофирм страны.

К величайшему сожалению, Минагрополитики не спешит воспользоваться перспективными разработками. Достаточно сказать, что, утвердив методические рекомендации «Технология микроволновой обработки семян с/г культур» еще в 2002 году (второе издание вышло в 2003 г.), министерство за все эти годы так и не нашло возможность реально поддержать разработчиков и поспособствовать широкому выходу перспективной технологии на нивы страны.

Справедливости ради отмечу, что весной нынешнего года в министерстве состоялся «круглый стол» по вопросам применения МВ-технологии в сельском хозяйстве. В очередной раз технология получила высокую оценку учёных и специалистов-аграриев, а ответственные работники министерства пообещали аграриям помощь — профинансировать через «Агролизинг» изготовление небольшой серии (полтора-два десятка) микроволновых комплексов. Хотелось бы верить, что в этот раз руководители ведомства не подведут хлеборобов. Ведь именно этой технологии по силам существенно, без больших затрат, увеличить урожайность сельскохозяйственных культур почти на треть, существенно улучшить обеспечение продовольственной безопасности Украины, повысить экологическую безопасность страны и производство экологически чистой продукции, что, в конечном результате, поможет возродить украинское село и сохранить нашу окружающую среду для следующих поколений.

ЛИТЕРАТУРА
1. Политика и развитие сельского хозяйства в Украине - К.: Альфа-Принт, 2001, с.126
2. Дегодюк Э.Г., Дегодюк С.Э. Эколого-техногенная безопасность Украины, К.: ЕКМО, 2006, с.52.
3. Буркинский Б.В., Степанов В.М., Харичков C.С. Эколого-экономические ориентиры стратегии постоянного развития Украины. Проблемы устойчивого развития Украины, К.: БМТ, 1998, с.87.
4. Третьяк A.М., Бабминара Д.И. Земельные ресурсы Украины и их использования. - К.: Центр земельной реформы Украины, 2003, с.143.
5. Сайко В.Ф. Земледелие на пути к рынку. К.: 13 УААН, 1997, с.45.
6. Материалы коллегии Госкомзема Украины от 28.05.2009 года.
7. Кортнев M.М., Андриевский И.Д. и другие. Природо-ресурсный аспект развития Украины. К.: KM Academia, 2001, с.108.
8. Барановский В.А. Территориальные предпосылки перехода Украины на модель экологического устойчивого развития (теория и практика картографического исследования). К.: НАНУ, 1998, с.72.

Ю.А.Кармазин о некоторых аспектах продовольственной и экологической безопасности Украины в контексте возрождения украинского села.
Микроволновые технологии в народном хозяйстве. Внедрение. Проблемы. Перспективы: Вып.7-8/ под.ред. ак.Л.Г.Калинина.-Одесса: "Издательство Бартнева", 2009 г.–с.99-105.