Славянские традиции и вода.
Тема Воды нашла широкое отражение в фольклоре славян. Фольклор отражает национальную специфику языка, его самобытность, богатый исторический опыт народа.
В семасиологии пословицы и поговорки, как и другие изречения данного жанра, рассматриваются как знаки определенных ситуаций или определенных отношений. Эту точку зрения оспаривает В.П. Аникин, подчеркивая, что в пословице заключен особый смысл не тождественный речевому смыслу, у пословицы есть свое содержание, в том числе и художественное.
Некоторые из паремий, утративших первоначальный смысл, связаны с древними заговорами, обычаями, оберегами и обрядами, устаревшими в наше время. Стихия воды участвует во всех календарных и семейных обрядах, связанных с идеей рождения, смерти и возрождения.
Роль Воды как прогнозирующей стихии нашла отражение в крылатой фразе «Дом-полная чаша», которая связана с древним обрядом построения дома. Перед строительством дома восточные славяне наливали в ведро 9 стаканов воды и смотрели наутро: если воды стало меньше, то выбор места считался удачным. Это же выражение связывают и с обычаем, вносить в новый дом полные ведра воды, как символ богатства, здоровья, удачи.
Благодаря мантическим обрядам, связанным с Водой, в наш язык прочно вошло выражение «как в воду глядел». По представлению наших предков, глядя в воду, особенно в дни праздников, можно было узнать судьбу человека, предвидеть будущее, предупредить о предстоящих опасностях, увидеть суженого. Происхождение фразеологизма «вывести на чистую воду», также связано с гаданиями, во время которых в чистой воде будто бы виден образ виновного человека. По другой версии, это выражение связано с обычаем испытания людей, заподозренных в преступлении. Обвиняемого выводили к реке и бросали в воду. Если он всплывал, то считалось, что вода не принимает его, и он виновен. Если же он начинал тонуть, то признавалось его невиновность.
Из славянской мифологии происходит и выражение «На воде вилами писано». В мифологии южных славян вилами назывались мифические существа, живущие в водоёмах. По преданию они могли предсказывать судьбу, записывая её на воде. До сих пор «вилы» в некоторых славянских диалектах означают «круги». А так как предсказания были не точны и сбывались нечасто, то выражение «вилами по воде писано» стало означать маловероятное событие.
Поговорка «стоят Фофаны - как в землю вкопаны» своей основой имеет древний окказиональный обряд вызывания дождя. Когда в поле выставляли глиняные фигуры и обливали их водой. Возможно, что впоследствии эта форма в процессе трансформации ее в знаковые и символические разновидности привела к статуям на могилах [2, с. 191]. С окказиональной обрядностью связано и выражение « носить воду решетом», значит делать что-то бесполезное. Наши предки, чтобы вызвать дождь лили воду через решето, считая, что вода просеивается сквозь тучи, как сквозь сито.
Вода в славянской традиции повсеместно почиталась как целебная и жизнетворная стихия. Дождевая вода, ивановская и юрьевская роса, талая вода из мартовского снега, родниковая вода считалась живой водой. Особенную силу имела роса. Сила росы отразились в русских пословицах и поговорках, например; «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе», «Без росы и трава не растет». Почтительное отношение к воде отразилось в определенных запретах и правилах. Так, считалось, что нельзя ходить за водой и полоскать белье в водоемах поздно вечером и ночью, поскольку, по поверьям, в это время вода спит. В традиции существовал также запрет плевать и мочиться в воду. Согласно архаичным языческим представлениям, нарушитель запрета плюет в глаза своим родителям, находящимся на том свете, а по более поздним представлениям - на самого Бога. В этом же плане показательна поговорка «Не плюй в колодец - пригодится водицы напиться». В то же время в народном сознании Вода всегда осмыслялась и как опасная стихия, место обитания водяного, русалки, южнославянских вил и самодив, шуликунов, богинок и т.п. Здесь же обитают лихорадки, несущие смерть и болезни. В польской поговорке говорится; «от выпитой воды жабы в животе заводятся».
В этой связи показательны русские поговорки; «Где много воды - там жди беды», «Хороши в батраках огонь и вода, а не дай им Бог своим умом жить», «Было бы болото, а черти найдутся» и др.
Подколзина Е. В. Концепт «вода» в малых фольклорных жанрах славянских народов.